воскресенье, 29 апреля 2012 г.

Бутюгов А. А.

Александр Александрович Бутюгов на этюдах.


Предгорье северного Урала.

Стойбище на Ямале.

Ностальгия по Голландии
.
Утро. Начало полярного дня. Воркута.

Морозное утро. Ловля оленей.

Начало полярного дня.
 Поездка на оленях в факторию.

Стойбище оленеводов. Рыболовы ненцы 
с семьями в чумах на песках.

Полярная ночь.

Последние лучи полярного дня.

Поселок Гыда. Ненецкие чумы. Июль.

Ямал. Переход через Обскую губу в Гыду.
На оленях по прозрачному льду.

Начало полярной ночи.

Ненец, идущий к "Красному чуму" 
(к  дому культуры).

Перед началом полярного дня.

Полярное солнце над рекой.

Лесотундра. 100 км. от Туруханска.
Автор на лыжах.

Навстречу солнцу на оленях.

У "Красного чума".

Отец с сыном живут в разных чумах. Весна.

Одинокий чум.

На собаках  от  Мочуй - Соле  в Гыду.

Поселок  Гыда.
Дорога из интерната. Июнь.

Радиостанция на реке Таз. Торосы. Зима.

Радиостанция на реке Таз у деревни Ратты.

Одинокая березка. Тундра.  Осень.

Воркута. поселок Горняцкий.  Бутюгов А.А.
Воркута. Вид на больничный городок.
поселок Горняцкий.

Воркута. Зима. Бутюгов А.А.
Воркута. 2-й район. Зима.

Воркута.  2-й  р-н,  ж / д. станция.

Никольский собор. Кунгур.

Воркута.Морозный день.

Север. Лесотундра. Утро.

Воркута. Телебашня.

Северное сияние  над  стойбищем.
.
Северное сияние над деревушкой Часелка.

Ловля оленей.

Перед поездкой на собаках.

Север. Большая вода.
река  Полуй около Салехарда.

Кунгур. Свято-Троицкий собор.

Белые  ночи. Часовенька на Белом море.
Петрозаводский р-н. 

Перламутровый день.  Река Луга.

Кингисеппский р-н. Зима.

Копия с картины  Б. Николаева  
"Деревушка около Омска".

Дождь на  р.Луге.

Старик и молодая поросль.

Лунная ночь.

Проселочная дорожка. Кингисепп.

На окраине поселка. Старый Ямбург
.
Лунная ночь.

Сентябрь. Лунная ночь. Кингисепп.

Дорожка. Липы зимой. Кингисепп.

Рассвет. 

Волшебная ночь..Кингисепп Зима.

Утро.

Вечереет. Зима.

Молдавия. После грозы. Кишинев.

Молдавия. На Днестре. Солнечный день.

Пятигорск. Горы.

В Кавказских горах. Вечер. Дети у костра.

Большой каньон в Кисловодске.

Кавказ. Храм. Северная Осетия.

Осетия. Скала "Коварство любви",
с которой пел Шаляпин.

Остров Капри. Средиземное море.

Кавказ. Вечер у костра.

Кавказские горы. Рассвет.

Кавказ. Вечер.

Вечер. Кавказ. Дети у костра.

Кисловодск. Лунная ночь.

Остров Мальта. Вид с палубы корабля порт Валета.

Греческий городок.

Кингисепп. Старый мост на Луге.

Прага. Карлов мост.

Набережная Ялты.

Окрестность Железноводска.

Ж/д станция на Пятигорск.

Молдавия. Река Днестр.

Таллин зимой.

Михайловский замок. С-Петербург.
Солнечный день.

На Валааме.

Старая Ладога. Вид на крепость со стороны реки.

Старая Ладога. Георгиевский храм у крепости.

Сиверское. Особняк.

Ополье.  Кингисеппский р-н.
 Крестовоздвиженский храм.

Нарва.  Крепость.

Старая  Ладога.  Храм на кладбище,
где похоронен русский художник - передвижник
В. М. Максимов.

Петрозаводск. Белые ночи.

Окрестности Рима. Маленькая ферма.

Лунная дорожка.

Река Луга после ледохода.

На окраине Кингисеппа. Банька.

Екатерининский собор. Старый мост.

Пруд летом.

Екатерининский собор. Первый снег.

Екатерининский собор зимой.

Осень на  реке Луга.

Вид на Екатерининский собор.

Вид на Екатерининский собор
со стороны р.Луги  Новый мост. Зима.

Река Луга со стороны стадиона. Лето.

Новый мост на Луге.

Вид на Екатерининский собор и старый мост.
Зима.

Река Луга. Ранняя весна. Март.
Вид с железнодорожного моста на остров Буян.

Ледоход на Луге.

Тает лед на Луге.

Картина Бориса Николаева, подаренная
другу Александру  Бутюгову.

Бурный ледоход на Луге.

Осень в Летнем. Пруд.

Банька на берегу Луги.

Река Луга. Вид с насыпи железнодорожного моста.

Половодье. Деревня  Кошкино.  Кингисеппский р-н.

Опушка леса. Окрестности Кингисеппа. Осень.

Пруд в Летнем. Осень. Кингисепп.

Пляж на реке Луга.

Осенняя алея.  Кингисепп.

Осень в парке Романовка.

Вид с моста на Екатерининский собор. Зима
.
Окраина Кингисеппа. Первый снег. Улица Воскова.

Река Луга. Причал писателя  А. Д. Леонова.
 д. М. Куземкино.

Река Луга. После снегопада. Начало зимы.

Вид на Екатерининский собор со стороны р.Луги.

Зима в Кингисеппе. Вид со стороны пляжа.
на старый мост и Екатерининский собор.

Осень в Кингисеппе. Аллея от музея,
у Николаевской площади.

Осень на пруду около музея-усадьбы
Н.К. Рериха.  Извара.

Пруд  около музея - усадьбы Н.К. Рериха.
д. Извара. Волосовский р-н. Ленинградская обл.

 Река. Луга.  Вид на остров Буян.
Июль. Сенокосная пора.

Вид на пруд со стороны дороги.

Осенние деревья.

Лесок у речки.

В парке.

Сквозь ветви. Екатерининский собор.

Собор среди деревьев.

Екатерининский собор. Лето.

После пурги. Кингисепп.
После пурги. Кингисепп.

Пруд.  Багряная осень.

Сывтыкар. Коми. Ранняя весна.
Аллея с одинокой женской фигурой.

Розовый вечер.

По Неве на Валаам. Вечер.

Натюрморт с полевыми цветами.

Купавы.

Астры.

Розовые астры.

Автопортрет.

Бутюгов  Александр  Александрович  родился  7 мая  1925 года в г. Кунгур на Урале.
В  1930 году  семья  переехала  в  г. Омск. Там он учится  в  художественном  училище  имени  Врубеля.  В военные  годы  работает на авиазаводе.  В 1947 году  поступает  в  Омское  музыкальное  училище и после  окончания  работает  учителем  музыки  в городе  Тара.
В 1954 году  поступает  в Омский  государственный  медицинский  институт.  По окончании института   с  1961 года  работает  на  Крайнем  Севере  в  Ямало - Ненецком  национальном  округе. С 1965 года  работает  врачом  в  г. Воркута.
С  1979  года  проживает  в  городе   Кингисеппе  (быв. Ямбург)  Ленинградской области.  Работает  врачом и плодотворно занимается живописью. Стены  поликлиники  превращаются  в  выставочные залы,  где  можно было  увидеть  пейзажи  и  натюрморты  доктора   А. А.  Бутюгова.  Не  раз  украшали  полотна  художника  и  профилакторий  объединения  "Фосфорит".  Он  участвует в многочисленных  выставках:  городских, областных,  зональных и  зарубежных.  Его картины  находятся   в  Кунгурском  историко - краеведческом  музее и  в  Кингисеппском  историко - краеведческом  музее.  Картины хорошо покупают иностранные  гости.  Но  чаще  Александр  Александрович  любит  дарить  свои  работы.
Особая  веха  в  творчестве Бутюгова  А. А. -  пейзажи  Севера.  Цикл  северных  работ -  один  из  самых ярких  в  его  творчестве.
Александр Александрович провел в  арктических условиях почти 20 лет. Он исколесил весь
Ямало-Ненецкий  национальный  округ на  всех  видах  транспорта.  В  любое  время  года
в  качестве  члена  передвижного  медицинского  отряда  приходилось бывать во многих поселках,  факториях,  оказывая  медпомощь  коренному  населению.
Он  восхищен  природой  севера.  "Незабываемые  впечатления  оставляет  полярный  день  на  Оби.  Иссиня - голубое  бездонное  небо,  необозримый  изумруд  бескрайней  тундры  и  темно - зеленая  стена  невысокого  холодного  лесочка  с  широкой  многокилометровой  гладью  могучей  реки  создают  типичную  картину  Севера.  А  как  великолепен  неполный  закат  солнца,  когда  необычайно  щедро  окрашен  небосвод  багрянцем,  и,   высоко  плывущие  облака,  обрамленные  золотистой  каймой  на  фоне  голубого  неба.  Солнце не  зашло  за  горизонт,  оно только  коснулось  верхушек  деревьев  далекого  невысокого  леса,
как  будто немного  передохнуло  и  не спеша  стало  подниматься,  становясь  все  ярче  и  ярче,  окрашивая  все вокруг своим  золотистым  холодным  светом...",  - так пишет  Александр  Александрович  в мемуарах   "Записки  старого  омского  и  ямбургского  ворчуна".
                     
                                                 "Ямал  и Салехард,  и  Воркута  -
                                                  Студеные  сибирские  пространства.
                                                  Жизнь  тяжела  и  все - таки  прекрасна,
                                                  Когда в  ее  основе  -  доброта!"
                                                                                                         Вера Бурдина 
Немногословными,   казалось  скудными  средствами,  где - то намеком  на объект  изображения   Бутюгов   А. А.  создает на своих полотнах  такое  эпическое  и  в  то же  время  интимное  настроение  природы  Севера.
Очень высоко оценил пейзажи  Бутюгова А.А. его друг - критик  Ал. Герзон:  "Особеннно хочется отметить работу  "Старик и молодая поросль".  Это сильная вещь! Не буду вспоминать Рокуэлла Кента в смысле красок Севера и их передачи.  Хотя - можно было бы.  А вот эмоции, которые невольно испытывает зритель и которые усиливаются по мере вглядывания в полотно, -это сильнейший комплекс нарастающей тревоги и непреходящего восторга. Ты молодец! Ты сказал этой работой столько, что можно было бы дать не менее двух страниц подробного анализа достижений автора в композиции и колорите. Ограничусь лишь склонением старого мощного (но надломленного) дерева к молодой поросли. Это же - Великий  Круг! Дерево и склонилось (весьма противоречиво) - замкнулось вместе с молодежью в одно целое! Найдено точно! При этом нельзя пройти мимо противоречивости позы дерева: оно и хочет укрыть слабые еще ростки, и угрожает...  И повелевает  -  вопит надрывно...  А фон каков! Багровый накал страстей и тихое, голубовато - белесоватое небо, в которое вкрадывается снизу багровость, даны не только живописно, но и (с тактичной силой) символически. Поздравляю!!! размер полотна  (55 x 43) тоже удачно выбран. если бы оно было больше, то утратилась бы гармония формы и содержания, работа стала бы просто пейзажем - и не более. А если бы уменьшить, то ушла бы драматичность сюжета, его трагическая составляющая.
Я рад за тебя, горжусь тем, что есть у меня такой замечательный друг. Вот как меня прорвало, сам удивляюсь. Но работа твоя того стоит."
Бутюгов  полюбил  природу  Кингисеппа.  Она  не  в  меньшей  мере  вдохновляет  его
и призывает  взяться  за  кисть. Очень много времени уделяет он Кингисеппу,  пишет реку Лугу,  Екатерининский собор,  летний сад,  пруд, аллеи,  деревья  при разном освещении, - и ночью и утром и при закатах, в разные времена года.
 И где бы он  не бывал,  на  юге  или  за  рубежом,  он не только  любовался видами,  но и  передавал  свое  искреннее отношение  к  природе  этих  мест  в полотнах. Самым  большим  впечатлением  для  художника  был  круиз  по Средиземному  морю. Перед  Бутюговым  открылись  красоты  Италии,  Франции,  Монако,  Мальты,  Турции и  Греции.
Хотя  художник долгое время работал  как  пейзажист,  в  нынешний период  его  творчества
доминирующим  стал  портрет.  Он пишет портреты  известных  в  городе  людей,   портреты  тех,  с  кем  ему  доводилось  работать:  коллег - врачей,  медсестер  и др.  Преимущественно портреты  эти  женские.
                                                    "Художник  выше  догм  и  истин,
                                                     Не  гаснет  творчества  свеча. 
                                                     Тем  паче,  если холст  и  кисти
                                                     В  руках  целительных  врача."
                                                                                                      Вера  Бурдина